Почему под гайку подкладывают шайбу?

23.01.2021

Шайба – это крепежная деталь, для изготовления которой чаще всего применяют различные типы стали, в том числе нержавеющие, бронзу, алюминиевые сплавы.

Шайбы применяются практически во всех сферах промышленного производства, строительства, приборостроения, на всех видах транспорта, то есть везде, где используются крепежные устройства болтового типа или при помощи резьбовых шпилек.

Характерной деталью, отличающей данную категорию крепежа от других видов, является наличие отверстия для насаживания на болт/шпильку под головку или накручиваемую гайку.

Подложка в виде шайбы необходима для того, чтобы:

  • предотвратить спонтанное раскручивание крепежа от динамических и вибрационных нагрузок;
  • увеличить опорный участок поверхности;
  • устранить перекосы;
  • защитить скрепляемые детали в месте стыка от механических деформаций;
  • не допустить проникновение влаги и агрессивных воздействий окружающей среды внутрь конструкции через стыковочные отверстия.

Некоторые особенности монтажных работ

Правила сборки болтовых соединений, в том числе с применением шайб, регламентированы несколькими нормативными документами, в том числе стандартом СТО 00514-2006 (02494680, 01408401). Технология сборочного процесса предполагает выполнение следующих действий:

  • Подготовка всех элементов крепежа заключается в расконсервации каждого изделия, очистке от всего лишнего, проверке резьбы и геометрических размеров, нанесении смазочного материала.
  • Подготовка металлических поверхностей соединяемых конструкций обычно оговаривается в проекте, на чертежах стадии КМ либо КМД.
  • Процедура сборки включает определение соответствия диаметров каналов соединяемых элементов рабочим чертежам и между собой, совмещение отверстий и установку болтов с шайбами.

Затяжка производится постепенно и поэтапно. В процессе соединения элементов несколькими крепежами на одной плоскости предварительное натяжение производится через болт. Финальная затяжка на величину заданного усилия выполняется только после тщательной проверки геометрических параметров сборки, в том числе пространственных, выверки правильного положения шайбы. Не забываем, что для окончательного натяжения следует применять динамометрический ключ, способный точно контролировать рабочее усилие.  

Какими бывают шайбы

Наименование шайб определяется по разным признакам. Одни называют по основному предназначению, к примеру, стопорные. Их устанавливают для придания крепежу дополнительной прочности и противостояния внешним силам, провоцирующим самостоятельное откручивание. Другие виды именуют, исходя из конструктивных особенностей: пружинные или тарельчатого типа. Третьи – характеризуют шайбу с позиции установочных технологий.

Существуют следующие виды шайб в общепринятом понимании:

  1. Плоские, могут иметь круглую, овальную, квадратную или прямоугольную форму. Отдельные модели снабжаются фаской по краю одной из сторон.
  2. Пружинные. Предназначены для контровки болтового крепежа. Выполняют роль стопора против самопроизвольного развинчивания гайки или болта.
  3. Двухвитковое пружинное изделие чаще всего используют железнодорожники при укладке и закреплении рельсов к шпалам.
  4. Шайбы увеличенного размера так называются потому, что их наружный размер превышает внутренний диаметр не менее, чем в три раза. Незаменимы при работе с древесиной и в креплениях для сантехнических приборов.
  5. Кровельные разновидности шайб имеют уплотнительные прокладки из резины либо каучука. Они применяются при монтаже профнастила, металлочерепицы или других листовых материалов к деревянным или металлическим каркасным конструкциям.
  6. Прижимные шайбы назвали так, потому что они способны повысить прижимное усилие и сделать соединение более прочным и надежным.
  7. Шайбы с лапками – это своеобразный стопор. Применяются для фиксации крепежного устройства с целью предотвращения проворачивания гайки с подложкой при воздействии динамических и вибрационных нагрузок. Хорошо работают там, где узлы подвержены внешним воздействиям с переменными знаками.

И еще очень много разновидностей, имеющих специфическое назначение, нестандартную форму, дополнительные элементы, способность быть изъятыми из крепежного узла без удаления шпильки. Помимо того, действующими стандартами строго определена классификация шайб по основным параметрам:

  • наружным габаритам и диаметру внутреннего отверстия;
  • классам прочности и точности;
  • степени шероховатости прилегающих поверхностей;
  • материалам изготовления.

В отдельную категорию выделяются шайбы, покрытые специальными защитными средствами. Для каждого случая найдется своя модификация шайб, широкий выбор которых предлагает компания «Трайв-Комплект».

Источник

Похожие публикации

Leave a Reply