Нержавеющая сталь во всем разнообразии типов и марок прочно заняла лидирующие позиции практически во всех сферах промышленности, строительства и в быту.
Особая роль отведена этому металлу в производстве крепежных элементов, при помощи которых строят корабли, ракеты и самолеты.
Нержавеющий крепеж незаменим при сборке приборов и аппаратов для медицины и пищевой отрасли.
Нержавеющим называют сплав железа с углеродом, в который включаются легирующие добавки. Качество и свойства получаемого продукта зависит от химического состава и процентного соотношения компонентов.
Эти показатели влияют на технические характеристики и область использования того или иного класса металла.
Содержание:
Виды нержавеющей стали и ее классификация
Все многообразие антикоррозийных типов стали разделено на 5 больших групп. Основанием для такого деления служит микроструктура материала. Из них чаще всего встречаются представители 3 следующих групп:
- Мартенситную сталь отличают по букве «С» в маркировке. Свои свойства она приобретает не только благодаря составу, но и в результате закалки и отпуска. Применима в производстве столовых приборов, режущего инструмента. Слегка намагничивается, имеет повышенную твердость.
- Ферритный сплав мягче мартенситного. Также наделен магнитными свойствами. В его обозначении присутствует литера «F».
- Аустенитная сталь, содержащая в своем составе 15-20% Cr и 5-15% Ni не намагничивается, обладает высочайшей стойкостью к коррозии. Обозначается буквой «А». Марки стали из этой группы наиболее распространены в промышленном производстве, а также при изготовлении метизов и крепежных устройств.
В свою очередь аустенитные сплавы делят на 5 классов, дополнительно обозначающихся цифровым значением:
- А1 – наименее стойка к коррозии из-за содержащейся в химическом составе серы. Используется для изготовления деталей к механическим и подвижным узлам.
- А2 – сталь, устойчивая к воздействию влаги, но не годится для работы в средах, содержащих кислоты, щелочи, хлор и соли. Безвредна в экологическом плане, не намагничивается, не подлежит закаливанию. Отлично подходит для изготовления всех видов крепежа, предназначенного к эксплуатации в неагрессивных условиях.
- А3 – по свойствам схожа со сталью класса А2. Однако этот металл лучше сопротивляется коррозии в высокотемпературной среде, благодаря стабилизации сплава ниобием, титаном либо танталом.
- А4 – отличается от стали А2 наличием молибдена в количестве 2-3%. Эта небольшая добавка придает металлу высокую стойкость к кислотам, щелочам, солям. Может работать в условиях низких температур, до -60°С. Крепеж А4 предназначен для строительства мостов, прибрежных сооружений. Его используют в судостроении, на химических и нефтегазовых предприятиях.
- А5 – сталь, стабилизированная титаном, благодаря чему хорошо сопротивляется коррозии при высоких температурах. Остальные технические характеристики аналогичны классу А4.
В разных странах крепеж производится по различным стандартам. В России это ГОСТы, в Германии – DIN, в США – AISI, в Европе – EN и международный ISO. Многие крепежные элементы, изготовленные по стандартам разных государств, считаются аналогами. Однако это не совсем правильно, так как небольшие отличия все-таки существуют, хотя бы из-за несоответствия систем измерения. Поэтому замену крепежа при сборке конструкций, отличающегося от указанного в чертежах, лучше доверить специалистам.
Виды коррозии нержавеющей стали
Несмотря на название, высоколегированная сталь при неправильной эксплуатации и некачественном уходе все-таки подвержена коррозии. Для нержавеющей стали возможны такие виды повреждений от воздействия окружающей среды:
- Коррозия щелевого вида образуется там, где элемент из нержавейки работает в паре с другим материалом. Между ними может просочиться агрессивное вещество, а доступ кислорода прекратится. Оксидная пленка при этом разрушается без восстановления, и металл начинает ржаветь.
- Точечная коррозия, которой подвержены изделия из нержавейки с матовой поверхностью. Начинается повреждение с микроскопических царапин или трещинок. «Вылечить» такую коррозию можно качественной шлифовкой и полировкой.
- Контактная коррозия образуется при совмещении высоколегированных деталей с элементами из низкоуглеродистой стали.
В сварных швах коррозия может быть вызвана в результате перегрева или некачественной обработки стыка.